Мероприятия уровня Универсиады для любого города — это шанс, который выпадает раз в жизни. Казань, например, только в 2009–2010 году на строительство и реконструкцию спортивных объектов из федерального бюджета получила 21 миллиард рублей. Значительные средства республиканской столице выделили и на развитие подземки. В 2013 году в городе должны открыться сразу пять новых станций метро. Красноярские власти рассчитывают на то, что в 2019 году Универсиада пройдет у них. Ранее это предложение одобрил президент РФ Дмитрий Медведев. Это означает, что красноярский метрополитен обретает второе дыхание. Ранее федерация выделяла регионам средства на строительство метрополитена по принципу: кто как сумеет обосновать. Им здесь упорно не везло. Край постоянно проигрывал другим субъектам РФ в борьбе за финансирование метрополитена. В том числе и Татарстану, который сумел в 2005 году открыть две первые станции казанского метро (в столице популярно размещение
рекламы в метрополитене Москвы) , приурочив их к празднованию 1 000-летия столицы республики. Многие считают, что краевые власти и не прилагали больших усилий для лоббирования строительства, поскольку были заняты другими проектами — Нижним Приангарьем, СФУ и т.д. Весьма скептически о необходимости метрополитена в Красноярске отзывались. «Только мэр Красноярска отстаивал строительство, а край и федерация проигнорировали все решения, — считает красноярский политолог. — Это была позиция бывшего губернатора, который считал, что метро не нужно. Сейчас, похоже, исправляет эти ошибки». В лучшие времена регион получал на метро 150–200 млн рублей в год. Хотя нужны были миллиарды. Поэтому строительство шло урывками. Начиная с 1994 года, было построено (или, говоря языком профессионалов, пройдено) всего 8 км туннелей. Сначала первую ветку красноярского метро намеревались сдать в 2004 году, потом в 2006-м… 2012-м… 2014-м. Так могло бы продолжаться ещё долго, но нагрянул кризис — и проект вообще полностью свернули, законсервировав наземные объекты. Надежды на то, что федерация наконец-то расщедрится, больше не было, а деньги в землю закапывать властям уже надоело. Например, на поддержание в надлежащем состоянии одной только стройплощадки на станции «Площадь Революции» в год уходило 12 млн рублей. А засыпка песком с последующим устройством на её месте автостоянки стоила 30 млн. Вернувшись из Казани, губернатор поручил краевому министерству строительства проанализировать существующий проект метрополитена, который давно устарел. Сейчас нужно учесть современные реалии: строительство четвёртого моста через Енисей, активное развитие Советского района (который нынешним проектом вообще не охвачен) и многие другие моменты. «Глава региона дал задание поднять документы, провести их анализ, - говорит пресс-секретарь губернатора Красноярского края. — Никто никогда не говорил о том, что Красноярск отказывается от идеи строительства метро, но проект требует актуализации». В МУП «Управление по строительству Красноярского метрополитена» не готовы говорить о будущем красноярского метро. Об инициативе губернатора красноярские метро.строевцы пока знают не больше простых жителей. «У нас даже побеседовать с вами толком на эту тему некому, — говорят в приёмной управления. — От коллектива остались рожки да ножки, все разъехались по стране. Про слова губернатора слышали из СМИ. К нам никаких официальных документов не поступало, расчётов и цифр у нас министерство ещё не запрашивало».