Я езжу в метро. И я читаю, что написано на стенах и дверях вагона, — такая привычка. В детстве мне приходилось бесконечно читать «Не прислоняться» и (кажется) «ЛВЗ им. Егорова», но теперь есть возможность почитать много чего другого. Обычно это реклама. Читаю я ее в разных городах мира.В некоторых из этих городов реклама в метро
особая, но не во всех. В Париже, например, она та же, что и на улицах, и не создается впечатления, что в метро
ездит какая-то специфическая категория населения. Там в метро — как явствует из рекламы — ездят все, кто хочет пойти на новый фильм с Жаном Рено, кто ждет скидок в Галери Лафайет. Обычные люди.В Нью-Йорке ситуация более классово конкретная, и даже порой этнически конкретная. Реклама в вагоне (не только социальная, но и коммерческая) обещает научить английскому, помочь при банкротстве и если муж бьет. Часть персонажей явно испаноязычные, часть — темнокожие. Сердце сжимается от баннера, на котором негритянская девочка с доверием протягивает нам два пучка салата, а текст обещает, что «правильное питание обеспечит лучшее будущее для вашего ребенка». Почему-то я не могу забыть эту девочку: ужасно больно, что мама ее пойдет и купит ей полезного салата, а никакая лучшая доля не случится. Это как малиновое варенье принимать от страшной социальной опухоли, имя которой — нищета.Но зато: здесь нищим, может быть, морочат голову, их отвлекают от истинных причин их бедности, им дают ложные надежды. Но их не унижают.И только в нашей стране, в нашем городе я вижу в метро рекламу, которая оскорбляет человека, едущего в этом самом метро. Внушает ему, что он ущербен, что доля его постыдна. Втаптывает его в грязь на его же территории.Вот последние варианты, цитирую приблизительно: «Надоело толкаться на эскалаторе? Поди купи иномарку у нас в салоне!», «Едут кругом какие-то вонючие люди? Что ты тут вообще делаешь, возьми кредит на автомобиль!», «Не хочешь быть среди быдла? Потрать все свои деньги на нашу тачку!».Это слегка художественный вымысел, но по смыслу очень близко.Не стоит думать, что эта унижающая реклама посвящена только автомобильной тематике. По сути, если вдуматься, вся наша реклама про это — особенно в метро, тут я настаиваю, поскольку в метро реклама более дешевая и, следовательно, доморощенная, местная, искренняя. Это не какие-то там франчайзинговые, политкорректные и неинтересные призывы купить некий банальный парфюм. Нет, тут подлинное чувство прорывается, реальные намерения производителя и продавца. Ты ничтожество, ты лох, ты ублюдок, ты ничего не добился в жизни, тебе пора пойти и повеситься, если у тебя нет, к примеру, коттеджа в поселке Горки-117.ОК, я согласна: вся реклама такая, не только наша. Мне даже интересно стало спроецировать ноу-хау изобретателей оскорбительной рекламы на обычные европейские рекламные банальности. Это, кстати говоря, мог бы быть интересный арт-проект, если такого еще не было (в чем я не уверена). Реклама Chanel № 5, а на ней: «Никто на тебе не хочет жениться, такая ты страшная? Так купи себе парфюму, будешь как Николь Кидман!». Реклама бульонных кубиков с идеальной семьей, а на ней: «Он подал на развод? А что ты хотела, если не варила наш бульон!». Реклама мужских трусов, а на ней… (прошу домыслить самостоятельно).Один западный руководитель высшего звена недавно публично заявил примерно следующее: «Того жизнь прошла зря, у кого к пятидесяти годам нет часов «Ролекс». У него в стране его сначала пристыдили, потом осмеяли, пресса прославила его в худшем смысле слова, подчиненные дружно подарили ему дешевые пластиковые часы, и в конце концов он сам признал, что сморозил жуткую глупость. Но вообще-то он всего лишь озвучил рекламный слоган, который действительно присутствует в рекламе «Ролекса», только в скрытом виде. У нас в стране так могли бы и прямо на плакате написать — никто бы не удивился, мне кажется.Как обычно, в России все как везде, только откровеннее и циничнее. Но надо быть бдительным: глядя на любую рекламу коммерческого продукта, будем помнить, что это не информация. Это оскорбление.