Мадридский метрополитен (исп. Metro de Madrid) — система линий метрополитена и лёгкого метро в столице Испании Мадриде и нескольких городах-спутниках (Арганда, Хетафе, Алькоркон, Леганес, Мостолес). Открыт 17 октября 1919 года. Принадлежал к числу наиболее быстро развивающихся в мире, сейчас занимает 4-е место по протяжённости в мире и 3-е в Европе (после лондонского и московского).
На 2006 год имелось 227 км путей (92 % под землёй), 12 линий (и 1 «ветка»), 236 станций и 1594 единиц подвижного состава (в том числе 1059 моторных вагонов). Ширина колеи — 1445 мм, движение левостороннее (так как правостороннее движение в Мадриде было введено в 1924 году, через 5 лет после открытия метро).
На линиях 1, 2, 4, 5, 6, 9 и «ответвлении» для питания используется постоянный ток напряжением 600 В; на остальных (3, 7, 8, 10, 11 и 12) — постоянный ток напряжением 1500 В, причём на эту схему будут впоследствии переведены все линии, а на строящихся ветках лёгкого метро будет использоваться постоянный ток напряжением 750 В.
Тоннели имеются узкие (ранние линии мелкого заложения — 6,86 м в ширину и 5,36 м в высоту) и широкие (более новые линии глубокого заложения — 7,74 м в ширину и 6,87 м в высоту). Среднее расстояние между станциями на узкотоннельных перегонах — 630 м, длина перрона — 60 или 90 м, на широкотоннельных — 850 м, длина перрона — 110—115 м.
Минимальный радиус кривых — 90 м, уклон путей не превышает 5 %.
Самая глубокая станция — «Куатро каминос» (кольцевая линия 6), глубина заложения — 49 м.
Большинство станций — с боковым расположением платформ, есть станции островного типа (в том числе наземные) и трёхплатформенные (т. н. «испанское решение»).
Пассажиропоток в 2004 г. — 615.533.167 пассажиров, то есть значительно ниже, чем в крупнейших сетях метро в мире. Оплата проезда производится магнитным билетом: проездным на месяц, одинарным или на 10 поездок. В связи с тем, что 12 линия (Метросур) и части 7 и 9 линий выходят за пределы мадридской тарифной зоны, применяются билеты, позволяющие либо проезд только внутри одной из зон, либо на всём протяжении сети метро. Существуют специальные тарифы на поездку из/в аэропорт. Обычно она на 1 евро дороже стандартной поездки.
На целом ряде станций имеются пересадки на платформы пригородных поездов и оба мадридских вокзала Аточа и Чамартин. Однако метро и электричка технически полностью разделены, совместного использования инфраструктуры нет. Пригородные поезда используют, в частности, тоннель, соединяющий два упомянутых вокзала (известен как Túnel de la risa, «смешной тоннель», потому что в осуществление проекта мало кто верил).
Весной 2007 года начали действовать три линии так называемого лёкого метро (исп. metro ligero). Однако фактически эти линии имеют характер современного скоростного, частично подземного трамвая[1], так как они будут иметь одноуровненые пересечения. К тому же на них используется трамвайный подвижной состав (трамвай Citadis). Таким образом после открытия лёгкого метро трамвай опять вернулся в Мадрид спустя 35 лет после закрытия старой трамвайной системы.
Система скоростного трамвая состоит из трёх линий: Линия A: Pinar de Chamartín-Las Tablas (5,4 км, 9 остановок) Линия B: Colonia Jardín-Aravaca (8,7 км, 13 остановок) Линия C: Colonia Jardín-Boadilla del Monte (13,7 км, 14 остановок)
Также организационно мадридскому метрополитену будет подчинена система скоростного трамвая («лёгкого метро»), строящаяся в городе Парла, хотя технологически эта сеть не будет связана с мадридской. Во всей сети только одна закрытая станция-призрак — «Чамбери́», открытая в составе первого участка в 1919 году и закрытая в 1966 году по причине реконструкции линии (платформы удлинялись с 60 до 90 метров, и станция оказывалась слишком близко к станции «Иглесия». Сейчас станция реставрируется, и в течение 2007 года планируется её открытие в качестве музея.