Транспортная проблема в российской столице остается одной из наиболее острых: мало того, что на дорогах постоянные пробки, так еще и подземка не справляется с потоком пассажиров. Рассчитанное на абсолютный максимум – 6 миллионов человек в день, сегодня Московское метро ежедневно перевозит более 9 миллионов человек. Московский градоначальник на прошлой неделе предложил вариант решения этой проблемы: параллельное метро. Что это такое и поможет ли оно москвичам? Для решения транспортной проблемы московские власти еще летом прошлого года утвердили программу ускоренного строительства метрополитена, которая предусматривает, что в ближайшие четыре года будет построено 70 км линий метро и 30 новых станций. А в долгосрочной перспективе к 2025 году в Москве должно появиться еще одно кольцо метрополитена и новая линия Капотня – Нагатинская пойма – Кольцевая. Существующую Замоскворецкую линию метро планируется продлить в Ховрино и Братеево, Сокольническая пройдет вдоль Щелковского шоссе в Гольяново и до Теплого стана. Калининская будет продлена в Новокосино, Таганско-Краснопресненская – в Жулебино. Линия мини-метрополитена будет продлена от станции «Киевская» до делового центра «Москва-Сити». Но тут многие эксперты увидели опасность повторения «эффекта Выхино», когда уже на конечных станциях в вагоны трудно будет протиснуться. Поскольку по этому плану получается, что почти каждая линия метрополитена будет продлена в новые крупные густозаселенные районы столицы. Таким образом, в общий пассажиропоток «вольются» еще тысячи пассажиров с периферии, что может привести к коллапсу всего метрополитена. Об этом забеспокоился сам столичный градоначальник Юрий Лужков. Выступая на заседании столичного правительства, он предложил новую идею разгрузки московского метро. По мнению мэра, надо построить так называемое параллельное – «хордовое» метро, линии которого свяжут периферийные районы Москвы. Лужков поручил соответствующим структурам, в том числе НИИ Генплана, подумать над конкретными вариантами реализации этой идеи. Однако эксперты опять скептически отнеслись к новой попытке московских властей решить транспортную проблему в городе. В частности президент Национального градостроительного общества Александр Кривов считает, что в часы пик, когда люди в основном двигаются по радиальным линиям в центр и из центра метро, «хорда» не поможет. Здесь, по его мнению, нужны дублеры, а это потребует полностью перепланировать город. Количество станций надо увеличить не на 30, а на 200 штук, что повлечет за собой огромные затраты. Аналогичного мнения придерживается и президент Межрегионального общественного фонда «Институт города» Вячеслав Глазычев. По его словам, поскольку в Москве и так появится вторая кольцевая линия, то дополнительное метро будет ее просто дублировать. Глазычев предположил, что второе метро сегодня должно иметь не кольцевую структуру, а пересекать город поперек, часть линий при этом может идти по поверхности. Некоторые эксперты видят альтернативу метро в развитии наземного транспорта. По мнению руководителя «Диггер-Спаса» Вадима Михайлова, если для общественного транспорта в городе выделят собственные полосы движения, а также восстановят трамваи, это существенно облегчит ситуацию с транспортной загруженностью. Другой вариант решения транспортной проблемы предлагал ранее главный архитектор города Александр Кузьмин: он заключается в параллельном развитии метро и железных дорог, по сути, в превращении внешнего транспорта Москвы во внутригородской транспорт. По словам Кузьмина, длина метрополитена составляет 278 километров, а длина железных дорог – 210 километров. То есть железнодорожная система равна метрополитену по протяженности, но при этом 40% населения в часы пик пользуются метро и только 8% - железной дорогой. Таким образом, острая необходимость решать транспортные проблемы Москвы сегодня ни у кого не вызывает сомнений: прожектов выдвигается много, но какие из них превратятся в реальные проекты – покажет время.