Московское метро работает за пределами своих возможностей. В часы-пик пассажиры берут вагоны штурмом, а обратно на платформу их выносит толпа. Столица отстала в строительстве "подземки" лет на пятнадцать, когда же в конце тоннеля появится свет, неизвестно. Сегодняшние темпы ввода новых станций - ничто иное, как латание дыр, и проблемы, по большому счету, они не решают.
Смертельный номер
"Смертельными" для пассажиров метрополитена считаются четыре линии - Таганско-Краснопресненская, Серпуховско-Тимирязевская, Калужско-Рижская и Горьковско-Замоскорецкая, которые обслуживают районы массовой жилой застройки. "Практически все пересадочные узлы, 95% которых расположены на Кольцевой линии или внутри нее, имеют 2-3-кратную нагрузку. Многие пассажиры тратят время на вход и выход, а также пересадку значительно больше времени, чем непосредственно на саму поездку", - признает начальник московского метрополитена Дмитрий Гаев. Максимальные нагрузки метро испытывает зимой - каждый снегопад добавляет по 150-200 тыс. пассажиров ежедневно.
"Мы практически не строили метро последние двадцать лет, и сегодня работаем всего на 20% от имеющихся мощностей", - заявил Interfax.ru главный инженер Метрогипротранса Николай Шумаков. По его словам, станции, открывающиеся в последнее время, должны были распахнуть свои двери в начале 90-х годов.
В новом варианте Генерального плана развития российской столицы, который утвердили на днях московские власти, делается отчаянная попытка наверстать упущенное. В ближайшие годы в городе откроют около двух десятков новых станций. В конце этого года метро придет в Строгино.
Очередная станция "подземки" положит начало новой Митинско-Строгинской ветке, которая станет продолжением Арбатско-Покровской линии и захватит часть Филевского радиуса. Поезда, идущие из центра через "Парк Победы" последуют до "Кунцевской" и далее - на "Молодежную", "Крылатское" и "Строгино". Продолжение ветки - станцию "Волоколамская" на пересечении с МКАД пустят в 2009 г., а до Митино метрополитен дотянется еще примерно через два года. На Филевской линии станция "Кунцевская" станет конечной, а для перехода с "голубой" ветки на Строгинско-Митинскую сделают еще одну платформу наподобие "Китай-города".
Примерно в эти же сроки планируется вести строительство Люблинско-Дмитровского диаметра (сегодня он начинается на станции "Трубная" и заканчивается в "Марьино"). На северном отрезке к 2010 г. появятся станции "Достоевская" и "Марьна роща", а на южном - станции "Борисово", "Шипиловская" и "Зябликово", где "салатовая" линия сомкнется со станцией "Красногвардейская" Замосковорецкой линии. Это будет первый пересадочный узел метрополитена на самой окраине города. "Красногвардейская" будет оставаться конченой еще лет пять-семь, а потом ее продолжит станция "Братеево".
Необозримое будущее
На 2011-2015 гг. перенесено сооружение станций метро в двух других многострадальных районах - Новокосино и Жулебино. Сначала от "Новогиреево" вдоль Носовихинского шоссе планировали проложить так называемое легкое метро, однако потом вернулись к варианту традиционной "подземки" Для транспортного обслуживания Жулебино в обновленном Генплане предусмотрели сразу несколько схем. Некоторые проектировщики предлагают построить две станции - недалеко от железной дороги и на улице Генерала Кузнецова, другие выступают за строительство еще и третьей платформы в районе Хвалынского бульвара. В долгий ящик отложили и продолжение северного участка "салатовой" ветки от "Марьиной рощи" со станциями "Шереметьевская", "Бутырский хутор", "Петровско-Разумовской-2" и "Лихоборами".
Рассматриваются варианты сооружения новых станций в центре, например, на "желтом" радиусе. После "Третьяковской" на "Золотом острове" планируется построить станцию "Кадашевская", потом, возле ГМИИ им. Пушкина - "Остоженку", возле МИДа - третью по счету "Смоленскую", а у Белого дома в начале Кутузовского проспекта - еще одну станцию, которая пока не имеет названия. Однако когда появится этот участок, доподлинно неизвестно. Также как и большое кольцо метрополитена, которое вроде бы фигурирует во всех планах, но о сроках которого специалисты говорят весьма расплывчато. Единственный отрезок, который имеет более-менее четкие перспективы - "Каширская"- "Печатники", который грозятся построить лет через пять. Правда, для этого еще нужно купить за рубежом специальный проходческий щит и с помощью него прорыть тоннель под музеем-заповедником "Коломенское". "А до пуска всего кольца вы точно не доживете", - заверил корреспондента Interfax.ru Николай Шумаков.